Русские сады и парки


Старые парки нужно стремиться «читать» как книги – переворачивая одну страницу-период за другой, разглядывая следы событий, авторский «почерк» создателей, борьбу разных художественных направлений, поэтические отзвуки времени (©А.П.Вергунов, В.А.Горохов. 1988г.) Дворцово-парковый ансамбль – глубоко продуманная пространственная композиция, отвечающая определенному стилю, господствующему в период ее создания. Роль архитектуры при этом чрезвычайно высока. Павильоны, беседки, дворцы, террасы и парковый ландшафт представляют единое целое. Первые сведения о садах Древней Руси относятся к XIIв. Особенно выделялись монастырские сады, находившиеся за высокой оградой и символизировавшие рай. Создание «государственных садов в Москве и Подмосковье относится к концу XVII столетия. В них были небольшие строения: беседки в виде теремов со входом и красными окнами, кругом их перила, около теремов ….., меж путей столбцы точеные, шатры, балюстрады и т.п. В садах разбивались цветники, разводились душистые травы, высаживались плодоносящие деревья, кусты, устраивался пруд. Сады допетровской эпохи еще не несли определенной художественной идеи, в большинстве своем они имели довольно простую компоновку, слаба была та связь сада с архитектурой в композиции ансамбля.

«Золотым веком» русского садово-паркового искусства по праву считается XVIII в. В это время появляются роскошные дворцово-парковые ансамбли в пригородах Петербурга – Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна, Царское Село. А в новой столице первым таким ансамблем стал Летний сад. Существенное влияние н русское паркостроение начала XVIII в. Оказали голландские сады. Небольшие размеры ранних садов, нередко расположение дворца, окруженного деревьями, сбоку от главной оси, важная роль каналов и иных водоемов, наличие цветников – все это нашло отражение на планах ансамблей петровского времени. Петр I рассматривал сад как некую «академию», школу, где русские получали основы европейского образования. Он стремился сделать первичной для образованных русских людей античную мифологию и воспользовался для этого сильным воздействующим искусством – садово-парковым. Сады давали новую азбуку «…..». В связи с этим в 1705 г. в Амстердаме по распоряжению царя Петра I была выпущена книга «Символы и Эмблемат». На протяжении всего XVIII в. Она служила в России практическим пособием при постановке различных празднеств. Позже переиздана в 1788 г. под названием «Эмблемы и Символы». Это собрание религиозной, поэтической, массонской, политико-государственной и прочей символики, широко распространенной в искусстве барокко, рококо и классицизма. Она стала источником самых разных символичных изображений на возводившихся триумфальных арках, колоннах, пирамидах(?), фасадах зданий, являлась своего рода пособием при подготовке и оформлении многочисленных «огненных потех». Эмблематика в значительной мере применялась в украшении усадеб и парков, что можно увидеть на старинных гравюрах. Несмотря на свой «просветительский» характер, сады петровского времени все-таки оставались местом празднеств и гуляний. Создание садово0парковых ансамблей шло при непосредственном участии Петра I. На ….. берегу Финского залива царь выбирал места, удобные для строительства парадных резиденций – Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Данные парки петровского времени представляли собой ряд прямоугольных боскетов и цветников, разделенных прямыми линиями аллей и дорожек, пересекающихся под прямым углом. Обязательным было наличие подъездного канала – гаванца, протянутого от реки или залива к дворцу (например в Петергофе). Если дворец располагался непосредственно у залива (Сестрорецкая усадьба и Дальние и Ближние Дубки), то устраивалась дамба, т.к. надобности в каналах не было. В течение нескольких десятилетий садово-парковое искусство претерпевало изменения. Появились новые типы планировки – 3з лучевая, радиально-кольцевая, веерная, где сад пересекался видом дорог, исходящих из одной или нескольких….. Усложнялись конструкции террас, водоемы, получили каменное обрамление. В создании садово-парковых ансамблей участвовали Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, М.П.Земцов, Ф.-Б.Растрелли и др.

1770-1780е гг. ознаменованы коренными изменениями в садово-парковом искусстве: на смену «французскому» регулярному приходит «английский» ландшафтный, или пейзажный, который известе в Европе с конца XVII в. (родонач. Англ. Архитектуры). Однако появился он в литературе раньше, чем в натуре. Описание естественного сада Эдема дал Дж.Мильтон в поэме «Потерянный рай» (1667). Затем вышли философско-эстетические статьи Дж.Аддисона. Он писал: «…произведения искусства приобретают наибольшую значимость тогда, когда они похожи на созданные самой природой, ибо в этом случае сходство не только приятно, но и детали более прекрасны». Авторитет в области искусствоведения Н.Певзнер писал: «Пейзажный парк был изобретен философами, писателями и знатоками искусств. Не архитекторами и не садоводами. ОН был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма…». Основоположником, «отцом нового садоводства» являлся Уильям Кент – гениальный мастер пейзажного стиля. Основной принцип устройства пейзажного сада – отход от регулярного построения и слияние с окружающим ландшафтным пространством. На смену подстриженным деревьям и кустарникам пришли тенистые извилистые аллеи и дорожки. В планировке сохранились возвышенности и низины рельефа. Появились обширные зеленые поляны, ….. , украшенные живописно растущими кустами. Сохранялись ручейки, водопады, небольшие озера с изрезанными берегами и островками. Появление в России пейзажного парка совпало с началом учреждения классицизма в отечественной архитектуре. Одним из первых пейзажных парков в России стал садовый комплекс в Гатчине в имении графа Г.Г.Орлова. Планировочным центром было Белое озеро, вокруг которого формировались картины природы, создавая вместе с архитектурными сооружениями чарующую панораму. Лучшим наиболее прославленным романтичным станет Павловский парк – образец пейзажного искусства в России.